Урегулирование споров между гражданами, предпринимателями или юридическими лицами происходит во внесудебном порядке или путем обращения в суд. Еще до подачи иска в судебные учреждения стороны могут изложить свои требования в виде письменной претензии, а в ряде случаев претензионный порядок является обязательным условием для обращения за защитой прав в суде.
Претензия является документом, выраженным в письменной форме, в котором излагаются нарушения закона или условий договора, а также предлагается устранить их в определенный срок.
КОГДА ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРЕТЕНЗИИ
Претензия является законным способом урегулирования спора и применяется практически во всех сферах деятельности:
- при нарушении условий гражданских договоров, заключенных между гражданами, частными предпринимателями или юрлицами;
- при нарушении сроков выплаты страхового возмещения, в том числе по полисам ОСАГО;
- при выявленных фактах нарушения прав потребителей;
- при нарушении застройщиком своих обязательств по сдаче объекта долевого строительства;
- иные случаи, когда требуется уведомить контрагента о допущенных нарушениях.
В большинстве случаев предъявление претензии является необязательным условием для последующей защиты интересов в суде. В этом случае податель претензии вправе сам установить срок для ее рассмотрения и удовлетворения своих претензий. Также обязанность по соблюдению претензионного порядка решения спорных вопросов стороны могут заранее предусмотреть в условиях договора. При этом контрагенты заблаговременно устанавливают порядок и сроки направления и рассмотрения претензии.
Законодательные акты устанавливают случаи, когда направление письменной претензии является обязанностью. Например, при нарушении прав потребителя претензионный документ направляется продавцу или исполнителю услуг. Участник долевого строительства должен направить претензию застройщику до обращения в суд, а страхователь не может подать иск без соблюдения претензионного порядка урегулирования спора.
Нужно учитывать, что содержание претензии (выявленные нарушения, сумма требований) будут составлять основу искового заявления. По этой причине необходимо тщательно следовать условиям договора и требованиям законодательных актов при оформлении претензионных документов. Еще до составления претензии целесообразно обратиться на консультацию профессионального адвоката, после чего специалист поможет грамотно оформить все пункты этого документа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕТЕНЗИИ
В содержание претензии включаются следующие пункты:
- данные о сторонах спора, их контактные реквизиты;
- сведения о наличии между сторонами устного или письменного договора, нарушение которого является основанием для направления претензии;
- факты нарушения пунктов договора или требований закона;
- требования к нарушителю – устранить допущенное нарушение, возместить убытки и выплатить штрафные санкции.
Если законом не установлен срок рассмотрения претензии, его вправе определить податель. Например, для рассмотрения претензий при выплате страхового возмещения по полису ОСАГО срок рассмотрения претензии определен законом и составляет не боле пяти дней. На практике, если процессуальный срок не зафиксирован в нормативных актах, он не превышает 30 дней.
При подаче претензии необходимо иметь доказательства ее направления. Для этого претензия вручает лично под роспись второй стороне, либо направляется в его адрес заказным почтовым отправлением. К исковому заявлению в суд нужно приложить доказательства направления письменной претензии, а также ответ второй стороны, если он был получен в установленный срок.